Обе программы, и реферальная, и партнерская, направлены на распространение продукта компании через сторонних лиц за вознаграждение.
Основные отличия партнерской программы от реферальной
Партнерская программа - это вид маркетинга, при котором партнер получает комиссию за каждую совершенную сделку от его имени. Компания может напрямую контролировать, с какими партнерами она работает и какими методами. Исключаются те, кто по какой-то причине может не соответствовать образу компании и портить её имидж. Цель партнерской программы - установление долговременных отношений с партнером, постоянные продажи через него и расширение бизнеса.
Реферальная программа в первую очередь предназначена для быстрого набора клиентов или повышения лояльности. Она работает с текущими клиентами компании, мотивируя их привлекать новых клиентов и приобретать услуги повторно. Это достигается за счет скидок, бонусов, уникальных услуг и т.д. Реферальная программа удерживает старых клиентов и расширяет клиентскую базу. Удержание старого клиента обходится компании дешевле, чем привлечение нового, по результатам различных маркетинговых исследований — вплоть до пяти раз.
Партнерская программа направлена на расширение охвата рекламы и привлечение новых клиентов. В ней могут участвовать как старые клиенты, так и другие компании, а также физические лица. Партнерская программа подходит тем, у кого есть большая база активной аудитории, а реферальная - тем, кто может самостоятельно лучше "прорекламировать" услуги компании.
Что выбрать - партнерскую или реферальную программу?
Для компании.
Все зависит от целей и методов вашего маркетинга. Если важно количество продаваемых продуктов, то выгоднее будет партнерская программа. Партнеры будут приводить клиентов, и вознаграждение будет выплачиваться только в процентах от совершенной сделки, что гарантирует прибыль. Если количество клиентов не так важно, и цель — удержание старых, то лучше использовать реферальную программу. Это обойдется дешевле, но неправильно распределенная система бонусов может принести убытки.
Для партнеров.
Если вы умеете хорошо рекламировать и продавать услуги компании-партнера, ваш выбор — реферальная программа, которая принесет максимальную прибыль. Однако, если вознаграждение выражается в бонусных баллах на приобретение продуктов компании-партнера, стоит оценить их актуальность для вас. Если у вас большая и активная аудитория, лучше выбрать партнерскую программу. Вам не придется особо ничего делать - люди будут сами покупать продукт, если он их заинтересует, а вы будете получать процент. Однако получить партнерский сервис компании сложнее, и компания сможет менять условия сотрудничества.
Итог.
Партнерская программа - это больше клиентов, постоянный доход и контроль за партнерами. Реферальная программа - это сохранение старых клиентов и экономия при привлечении новых.